Для начала нашего анализа разделим виды проектирования на коммерческое и бюджетное.
В этой статье рассмотрим вопросы проектирования для бюджетных Заказчиков, простыми словами.
Кто это?
Это так называемые « распорядители бюджетных средств» , а именно организации имеющие расчетные счета в государственном казначействе например ОТГ, отдельные учреждения и управления культуры, образования, медицины, госпредприятия и хозяйственные структуры МО и МВД. Деятельность таких Заказчиков очень строго регламентирована Законодательством Украины , большим количеством подзаконных актов, ведомственные нормы, государственные строительные нормы. В таком количестве ограничений и ответственности руководителю госпредприятия очень сложно разобраться . Законодательство Украины предусмотрело эти сложности и придумало создавать в каждом случае бюджетного строительства СЗ ( Службу Заказчика) в лице сертифицированных специалистов Авторского и Технического Надзора.
Затраты на содержание этих специалистов внесены в Сводный Сметный Расчет.
И если Авторский надзор появляется , как следствие проектирования , уже в процессе строительства , то специалист Технического надзора это самый важный специалист для Заказчика еще в период формирования заказа на проектирования.
Поэтому совет № 1: очень внимательно отнеситесь к выбору специалиста Технического надзора. Обязательно хорошие рекомендации предыдущих Заказчиков, обязательно наличие верного сертификата правильной категории, обязательно участие сметчика в приемке выполненных работ.
Недопустим сговор между Технадзором и Подрядчиком. Если произойдет нечто похожее результат строительства будет негативным в первую очередь для Заказчика.
После выбора специалиста Технадзора можно поручить ему сформировать правильные объёмы для будущего проектирования , создать заявку на проектирование, обговорить Задание, заключить договор , обеспечить проектировщиков необходимыми исходными данными (геология, геодезия, тех условия и пр.) или определить пути их получения. В реальных условиях этими вопросами часто занимается непосредственно руководитель , или бухгалтер или никто и потому проектировщики вынужденно решают задачи Заказчика самостоятельно, что очень плохо сказывается на сроки проектирования и результат.
Совет № 2: правильно сформулируйте задачи проектирования и дайте проектировщикам необходимые им исходные данные.
Следующим этапом станет прохождение экспертизы этим проектом. Нужно сказать , что в настоящее время , после череды изменений , проектирование в бюджетной сфере стало местом самореализации Экспретиз. Они вспомнили все существующие строительные нормы и нужные и устаревшие, и полезные и абсолютно формальные ,ч то привело к обязательному наличию замечаний к любому проекту. Проектные организации и Заказчики «с опытом» более спокойно относятся к ситуации. Мы понимаем , что замечания это лишь один из возможных взглядов на инженерную проблему и потому предпочитаем решать проблемы в тесном диалоге со специалистами Экспертизы. Нужно сказать , что все мы люди и при правильном диалоге специалисты всегда найдут компромиссное решение.
Совет 3: ищите проектные решения , даже если они кажутся на первый взгляд невозможными.
Оплата экспертизы проекта чаще всего происходит от Заказчика. Есть возможности внести ориентировочную стоимость оплаты за экспертизу в договор с Проектировщиком, сделав его таким образом плательщиком за экспертизу проекта. В таком случае оплаты происходят быстрее, но есть риски для проектировщиков не угадать стоимость экспертизы и оплатить риски из собственного кармана.
Позитивный отчет экспертизы – казначейская норма. Без этого документа финансирование объекта строительства невозможно.
Памятка : на объекты СС1 стоимостью ССР до 300 000 грн. экспертиза сметной документации не нужна.
Теперь Вам нужно получить Разрешения ГАСКа на начало работ ( на рус. Государственный Архитектурно Строительный Контроль). И снова инженер технического надзора становится главным помощником в сборе необходимых документов и посредником в диалоге с ГАСКом.
Диалог состоит из требований сотрудников ГАСКа в наличии необходимых документов и (или) разделов в проекте и невозможностью их предоставить. Система регулирования в нашей стране достигла своего расцвета и потеряла здравый смысл. Так например для нового строительства или реконструкции нужен документ МБВО ( укр. Місто Будівні Вимоги та Обмеження). Этот документ невозможен без генерального плана населенного пункта, а его допустим нет. Или нужен ОВОС (Оценка Воздействия на Окружающую Среду) , а территория не заказала изучение фоновых концентраций или не имеет узаконенных полигонов ТБО и еще очень много подобных казусов и коллизий. К сожалению в наших реалиях нужно считаться с несовершенным Законодательством .
Мы опять возвращаемся к определяющей роли инженера Технадзора. Ключ к решению находится в компетентном диалоге.
Совет 4: настаивайте в необходимости решения вопроса, применяйте аргументы и настойчивость. Система, которая противостоит Вам , точно также не имеет единого мнения, потому не монолитна.
Совет 5: ни в коем случае не приступайте к строительству не имея всех разрешительных документов, даже если получили устные гарантии.
Поздравляем , теперь Вы можете приступить к строительству бюджетного объекта .
Как нанимать подрядчика и на что в первую очередь обращать внимание обговорим в следующей статье.
Т.А. Курочкин
С уважением